Гиперактивный ребенок



Часто  родители обращаются за помощью к детскому психологу с признаками агрессивного поведения, эмоциональной неуравновешенности или каких-либо других расстройств поведения своего ребенка. В ходе консультирования становится понятно, что основная причина кроется в другом. А перечисленные проблемы уже являются следствием основной - гиперактивности ребенка.

Итак, что же такое гиперактивность или СДВГ? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью вызывается недостатком определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга. В результате чего у ребенка возникают нарушения развития эмоционально-волевой сферы, и как следствие, нарушение поведения.

Такие дети испытывают трудности при концентрации внимания, на занятиях невнимательны, неусидчивы, могут проявлять чрезмерную активность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений. В быту гиперактивный ребенок может часто терять свои вещи, одеваться неопрятно, выглядеть неаккуратно, не следить за своим внешним видом. В отношениях со сверстниками гиперактивные дети выглядят излишне общительными, нетерпеливыми, их дружеские отношения поверхностны и многочисленны. Коммуникативные навыки у таких детей, как правило, не развиты, они не умеют выражать свои чувства и эмоции. Слабый контроль эмоциональных реакций может приводить к тому, что ребенок чрезмерно радуется чему-то доброму, хорошему, а через минуту уже злится, обзывает сверстников или вступает в драку. В играх такие дети не могут дождаться своей очереди; если хотят игрушку, то должны получить ее немедленно.

Как можно понять, что у ребенка СДВГ?

Все дети иногда могут баловаться, капризничать, быть непослушными и требовать своего в первую очередь. Как же родителям понять, является ли их ребенок гиперактивным?

О синдроме гиперактивности можно говорить тогда, когда все описанные признаки в поведении проявляются у ребенка часто, каждый день, на протяжении достаточно длительного времени - 6 месяцев и более. Такие особенности поведения возникают с раннего возраста до 7 лет. 

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ в некоторых областях головного мозга: дофамина и норадреналина. Точную причину возникновения СДВГ до настоящего времени установить не удалось. Среди наиболее известных предрасполагающих факторов  возникновения выделяют следующие:

  • тенденция передаваться по наследству;
  • отягчающие обстоятельства во время беременности: употребление алкоголя, табака, стрессовые расстройства; а также преждевременные роды и недоношенность могут увеличивать вероятность возникновения СДВГ;
  • травмы и инфекционные заболевания головного мозга в раннем детстве.
Помощь в лечении синдрома гиперактивности, как правило, бывает медикаментозная: необходимо обратиться к врачу с симптомами - педиатру или неврологу. Немаловажной является и психологическая помощь при решении данной проблемы. Психологическая помощь включает в себя соответствующую диагностику, наблюдение за поведением ребенка. Проводятся индивидуальные занятия. Также хорошо зарекомендовали себя групповые занятия с небольшим количеством участников (4-5 человек), а также групповые занятия с участием родителей. Соответствующий настрой, мотивация и желание со стороны родителей являются серьезным основанием, влияющим на успех оказываемой помощи. В ходе совместных занятий родители учатся лучше понимать и чувствовать своего ребенка. Выполняя вместе упражнения на формирование функции самоконтроля, выработке усидчивости, внимательности, взрослые понимают, как трудно детям справляться самостоятельно с данной проблемой. Также при проведении совместных занятий быстрее наблюдаются положительные результаты, так как дети чувствуют вовлеченность и заинтересованность родителей в решении их проблемы. Индивидуальные занятия с ребенком и групповые с небольшой группой детей также оказывают положительное влияние на коррекцию СДВГ при условии выполнения рекомендаций психолога в домашних условиях и наблюдением за изменением в поведении ребенка, а также закреплении полученных результатов. 
Наилучшие результаты достигаются при сочетании медикаментозного лечения и психологической коррекции симптомов.




  Особенности поведения агрессивного ребёнка



Агрессивным часто называют ребёнка, который дерётся, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Проявления детской агрессивности часто бывают связаны с особенностями детского возраста. И для того, чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой,  нужно разобраться в этих особенностях. Как понять, что происходит с ребёнком, если он вдруг стал агрессивным?

Агрессивное поведение может возникнуть как реакция на переживания и разочарования ребёнка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными. А для ребёнка на самом деле они являются весьма острыми и труднопереносимыми в силу незрелости его нервной системы. Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей: во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма. На становление агрессивных форм поведения влияют разные факторы, в том числе и семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия, ссоры, дети, как правило, более раздражительны и вспыльчивы. Если во взаимоотношениях с матерью не наблюдается надёжной привязанности, то возможно, что в будущем для ребёнка станут характерными эмоциональные вспышки. Аналогичный эффект может иметь и непоследовательность в воспитании ребёнка.

Если любовь родителей носит оценочный характер, она постепенно подрывает его веру и искренность в себя. Ребёнок хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. Как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Если в семье рождается второй ребёнок, первый на какое-то время может почувствовать себя уже ненужным своей семье. Все дети с трёх лет способны на сильные  чувства  и эмоции: зависть, ревность и неадекватным поведением выплескивают всё наружу. Ревность тоже порождает агрессию. В семьях, в которых растут несколько детей, также важна гармония во взаимоотношениях старших и младших. Агрессивное поведение старшего брата или сестры с лёгкостью усваивается малышом.

Если  родители подавляют агрессию ребёнка с позиции силы или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, то ребёнок усваивает эти формы поведения и применяет их в дальнейшем в своём поведении и общении.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. При вербальной форме агрессии дети оскорбляют  и дразнят сверстников, ругаются (иногда не понимая значения слов, при этом желая огорчить взрослых). При любой форме проявления агрессии за ней стоит неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным и желание отыграться за собственные обиды.

Если вы понимаете, что ваш ребёнок уже научился агрессивным формам поведения и применяет их и в домашней обстановке и при общении со сверстниками, стоит задуматься о том, как справиться с существующей проблемой. И главная роль в этом нелёгком деле опять же принадлежит родителям, потому что семья -  это место, где формируются все основные навыки и привычные  формы поведения малыша.

Работа по преодолению агрессивности направлена на сдерживание агрессивных форм поведения и обучению навыкам конструктивного взаимодействия ребёнка с окружающими. Первым шагом на этом пути является попытка сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребёнка  окриком, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, отвести руку, удержать за плечи.

Если агрессивное поведение предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребёнку, что это неприемлемо. Проявивший такое поведение ребёнок подвергается суровому осуждению, в то время как его "жертва" окружается  повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребёнку, что он сам только проигрывает от таких поступков. Вербальную агрессию предотвратить труднее, почти всегда приходится действовать после того, как агрессивный выпад уже совершился. Если обидные слова ребёнок произносит в адрес взрослого, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания скрываются за этим. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Если же ребёнок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, как ответить.

В какой бы форме не проявлялось агрессивное поведение, для сведения к минимуму негативных последствий целесообразно ребёнка обучать приемлемым способам снятия эмоционального напряжения: перенос агрессивных чувств на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты;  отыгрывание негативных чувств в играх, требующих применить свою силу, снять напряжение;   обучение вербальному выражению гнева в приемлемой форме, называние своих отрицательных эмоций: "Я злюсь", "Я сержусь".

Для устранения агрессивного поведения также могут использоваться наказания. Как правило, это лишение удовольствия, запрет какого-то действия, приносящего положительные эмоции, но, ни в коем случае не применение физической силы. Физическое наказание неприемлемо, так как закрепляет негативные реакции со стороны ребёнка. Для того, чтобы осуществлённое наказание было действенным, взрослые должны помнить несколько правил: 1.Наказание должно следовать непосредственно за проступком; 2.Наказание должно быть адекватно проступку; 3.Наказание не должно быть унизительным для ребёнка; 4. Наказание не должно применяться одновременно с поощрением; 5. Наказание не должно содержать угроз, и тем более невыполнимых.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Наравне  с наказанием достаточно эффективно применяется поощрение конструктивного поведения. При самостоятельном выходе из конфликтной ситуации (попросил прощения, извинился) ребёнка нужно обязательно похвалить. А в дальнейшем можно вырабатывать навыки доброжелательного и вежливого общения с окружающими. При положительных результатах их можно поощрять (купить сладкое, похвалить), чтобы ребёнок почувствовал значимость новых навыков общения, и они закрепились в поведении.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребёнка заключается в том, чтобы дать понять ему, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям  очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно создавать ситуации, способствующие  выработке у них терпимости к окружающим и взаимовыручке.


 

Политика конфиденциальности



Яндекс.Метрика
Создание сайта ИП Вавилин